Заместитель директора Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Любовь Любаева об экосистеме для сельского хозяйства
Недавно экосистеме Россельхозбанка исполнился год. За это время она превратилась из небольшого проекта в конгломерат онлайн-площадок, при всей совей масштабности сохраняющий изначально заданную профильность. Bankinform.ru попросил рассказать об экосистеме на «Всероссийском дне поля» заместителя директора Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Любовь Любаеву.
- Итак, ваша экосистема весьма оригинальна как по своей сути, так и по названию. Расскажите, что собой представляет «Своё».
- Наша экосистема не пытается охватить весь мир, она создана именно для сельского хозяйства, предприятий АПК. Мы ориентируемся на микро-, малый и средний бизнес. И на людей, которые только хотят создавать свой бизнес в этой сфере. Мы хотим, чтобы фермеров становилось больше, и готовы им помогать. Экосистема «Своё» объединяет в себе четыре площадки: «Своё Фермерство», «Своё Родное», «Своё Жильё» и совсем новую - «Своё село».
- Как это выглядит на практике?
- Тут надо будет отдельно рассматривать составляющие экосистему площадки. Давайте начнём с площадки Своё Фермерство. Она предназначена для того, чтобы фермеры знали о цифровых инновационных решениях, которые существуют на рынке, и могли их внедрять.
У нас на сайте представлено уже около 30 различных сервисов, которые мы разрабатываем совместно с партнерами. Перечислю лишь некоторые. «Землевед» - это коробочное решение по анализу почвы и рекомендации по внесению удобрений в севооборот. «Телеветеринар» - очень экономичное решение для небольших фермерских хозяйств, в которых нет своего собственного ветеринара. «Агроном онлайн» - это сервис точного земледелия, когда по снимкам спутников можно определить, каково состояние поля, и сделать выводы о том, когда лучше вносить удобрение, болеют ли растения, а также сделать прогноз урожая. «Мониторинг рождения телят» - это партнерский сервис от компании Connectome.ai , основанный на анализе видеоизображения. Искусственный интеллект обрабатывает изображения и подаёт сигнал о том, что телёнок родился, надо бежать оказывать ему помощь, это в первые минуты жизни телёнка очень важно.
Есть платные сервисы, есть бесплатные. Всё, что мы получаем от сторонних партнеров, - это платные сервисы, их мы также продвигаем и на сайте, и через наши филиальные сети.
- А пользуются этими сервисами?
- Да, пользуются. Фермеры с удовольствием интересуются, и многие начинают использовать их, поскольку видят в этом эффект. Сейчас есть много целей по цифровизации сельского хозяйства, в агрохолдингах уже давно применяются различные сервисы, дроны, программное обеспечение и т.д. Сейчас дошла очередь до небольших фермерских хозяйств, каждый начал присматривать для себя те или иные способы цифровизации. А мы, в свою очередь, выбираем, что больше подходит для нашей целевой аудитории - небольших фермерских хозяйств.
Россельхозбанк собирает и агрегирует все самые эффективные решения, которые есть в АПК. Кроме того, мы проводим онлайн-беседы с создателями и разработчиками сервисов и приглашаем фермеров, которые уже внедряют эти сервисы, чтобы они рассказали о своем опыте, о том, что сервис действительно работает, даёт эффект, помогает экономить деньги либо больше зарабатывать.
- Как ещё экосистема может облегчить жизнь сельских предпринимателей?
- Помимо сервисов в экосистеме есть маркетплейс «Своё Родное». Он представляет собой витрину товаров, абсолютно всех, которые нужны для ведения сельского хозяйства: начиная от техники и заканчивая удобрениями, кормами для животных, семенами и т. д. Здесь более 20 категорий товаров, а самих товаров собрано более полумиллиона.
Если нашёлся нужный товар, но не хватает средств, можно сразу же онлайн оформить заявку кредит или лизинг. Заявка попадает в соответствующий региону филиал Россельхозбанка. Там её быстро рассмотрят, свяжутся и помогут подготовить документы.
- В экосистеме Своё фермеры могут выступать только в роли покупателей?
- Нет, и продавцов тоже. Даже из названия видно, что Своё Родное - это витрина фермерской продукции. На этой витрине любой фермер может абсолютно бесплатно разместить информацию о своей фирме, о продуктах, которые он производит.
Мы пока разрабатывали экосистему, много общались с фермерами и немножко заглянули в психологию проблемы. Оказалось, что продвижение и сбыт, общение с клиентами - для многих это головная боль. Они такие люди, которые гордятся результатами своего труда, но не считают, что их нужно рекламировать, считают, что покупатели должны прийти сами. Наш маркетплейс как раз и сводит производителей сельхозпродукции и покупателей. Свои товары на нём представили уже более 6000 фермеров.
К слову, здесь не только продукция, есть отдельная витрина аграрного туризма и досуга - экскурсии, дегустации, мастер-классы.
Также есть сервис доставки. За доставку платит покупатель, но он бы так и так за неё заплатил - чтобы фермер доставил или какая-то сторонняя компания.
- Вы упомянули, что особое внимание уделяется тем, кто только собирается «пойти в село».
-Да, для таких людей созданы ещё две площадки экосисистемы - Своё Жильё и Своё Село.
Своё Село - совсем новая площадка для создания комфортной жизни за городом. Сделано по принципу партнерских сервисов. Здесь есть строительные фирмы, чтобы, если купил землю, то была возможность купить строительные материалы, построить дом, посмотреть, что за место, какая там инфраструктура, что ждёт человека, если он переедет - не ехать же в неизвестность. Есть сервис «Обустройство» - для ремонта, перевозки, бани и пр.
Своё Жилье - выбор ипотечных программ - льготной программы сельской ипотеки и собственных банковских предложений. Можно выбрать дом и сразу подать заявку на ипотеку.
- Вы прямо-таки всё сделали, чтобы люди отправлялись жить и работать в селе. Но широка ли потенциальная аудитория, разве сейчас много таких желающих?
- В Москве таких много. Жизнь в мегаполисе очень утомительная. Многие уезжают, возвращаются к родителям в деревню, на малую родину и начинают заниматься там бизнесом. Другие доживают в городе до пенсии, потом возвращаются. У каждого свой путь. Мы хотим, чтобы таких людей было больше. Если человек захотел не просто приехать в деревню, а стать фермером - наши сервисы ему в помощь. Здесь он может получить информацию, найти партнеров, поставщиков, сотрудников, получить финансирование, пойти поучиться на каких-то профильных курсах, получить консультацию бухгалтеров, юристов. И, в конце концов, дойти до того, чтобы на витрине выложить свой товар, пригласить к себе в тур и начать жить новой жизнью, новой чудесной жизнью в деревне, производя вкусные продукты.
- А можно подробнее о поиске сотрудников и профильных курсах - об этом мы ещё не говорили.
- Конечно, это интересный момент. Мы посмотрели и не нашли на порталах с вакансиями выделенную категорию агросектора. И решили создать свой собственный сайт для поиска работы и поиска сотрудников. Здесь любой работодатель может оставить свою вакансию, и любой человек, который хочет связать свою жизнь с сельским хозяйством, может разместить свое резюме или подобрать вакансию подходящую. Кроме того, мы регулярно проводим марафоны карьеры, куда приглашаем работодателей, а соискателям рассказываем о том, что в сельском хозяйстве работать сейчас интересно, потому что оно цифровизуется. На сегодняшний день у нас более 10000 вакансий по всей стране, мы интегрированы с базой «Работа в России» федерального Министерства труда.
Одним из наших стратегических направлений развития на ближайшие пять лет является как раз развитие направления работы и обучения. Поскольку видим, что требуются более квалифицированные кадры в сельском хозяйстве и квалификация становится всё более с уклоном в IT, в цифру. Поэтому собираемся делать сайт, на котором будут представлены образовательные курсы по большому спектру профессий, не только связанные с тематикой сельского хозяйства, агрономии, животноводства, но и такие направления, как цифровизация управления дронами, например.
С образованием связан ещё один сервис. Мы сотрудничаем с Министерством высшего образования и науки, проводим у себя вебинары и онлайн-интервью с учеными. Они рассказывают о своих достижениях, какие сорта выбирать, для каких регионов что лучше подходит, как ухаживать, возделывать. А ещё мы с ними создали специальный каталог научно-исследовательских организаций и товаров, которые они производят - это результаты многолетней селекции.
Сейчас более 50 научно-исследовательских центров зарегистрировано со своей продукцией, пока только растениеводы, но в ближайшем будущем хотим подключать животноводов.
- За таким обилием сервисов даже как-то забыли про финансовые продукты, вот только про ипотеку говорили. А что ещё может предложить фермерам собственно банк?
- Множество услуг, причём опять-таки и в цифровом формате тоже. Есть онлайн- регистрирование счета, агрострахование, которое востребовано среди наших клиентов. Есть лизинг - можно приобрести любую технику.
Ещё бизнес-карты - это отличная вещь для фермера. Это обычная корпоративная карта, к ней привязан РКО, по этой карте можно обслуживаться в банке, совершать платежи и получать скидки. Скидок много - и на сервисы, и на товары, которые представлены в нашей экосистеме, плюс ещё скидки на перевозки, на заправки. Каждую неделю список партнеров пополняется. Оформить карту тоже можно через сайт. Карта доступна юрлицам, ИП и даже самозянатым.
- Каким вы видите будущее экосистемы Россельхозбанка?
- Мы хотим стать центром притяжения для всех кто интересуется сельским хозяйством, технологиями в сельском хозяйстве или его продукцией. И, думаю, это нам удастся.